Главная Выставочные проекты Художники Публикации в СМИ Сертификация и экспертиза Партнёры Спонсорство и реклама НАШИ НАГРАДЫ Карта сайта

Серия литографий Сальвадора Дали «Маркиз де Сад»

The Marquis de Sade

Серии гравюр Сальвадора Дали созданных в 1969 году, как иллюстрации к пьесам маркиза де Сад (Donatien Alphonse François de Sade, 1740—1814). Серия включает полный комплект из 25 подлинных литографий на бумаге Arches script с водяным знаком «Arches». Каждая литография подписана и пронумерована Сальвадором Дали в камне и карандашом на полях листа.  Представленные работы имеют свой индивидуальный порядковый номер № LXIII/XC. Издатель: Shorewood Publishers, Ink., (Нью-Йорк, США).

Французский писатель и мыслитель Маркиз де Сад (1740–1814 годы) предвосхитил интерес западной культуры XX века к эротике и сексуальности, показав в своих книгах значение эротического и сексуального инстинкта и зафиксировав различные формы их проявления. Тем самым он наметил проблематику сексуальной стихии в творчестве Г.  Аполлинера, С. Дали, П. Элюара, А. Арго, Л. Бунюэля, Э. Фрейда, Э. Фромма, И. Бергмана, Ф. Феллини, Ю. Мисима, Г. Маркузе, А. Камю и других. Л. Бунюэль испытал огромное влияние произведений Сада, о чем подробно писал в своих воспоминаниях («Бунюэль о Бунюэле»).

Г. Аполлинер, открывший де Сада, выказался о нем как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о де Саде было подхвачено сюрреалистами. Ему отдали дань А. Бретон, нашедший у него «волю к моральному и социальному освобождению», П. Элюар, посвятивший восторженные статьи «апостолу самой абсолютной свободы», С. Дали, придающий, по его собственным словам, «в любви особую цену всему тому, что названо извращением и пороком».

Взгляд сквозь две призмы восприятия: сюрреализм Дали, помноженный на эротизм де Сада

В книгах де Сада сюрреалистов увлек вселенский бунт, который они сами мечтали учинить. Де Сад стал для них символом протеста против ханжеской морали и был привлечен на службу «сюрреалистической революции». В действительности Маркиз де Сад хотел того, чего не может дать простая перестройка, чего нельзя добиться изменением материальных и относительных условий. Он хотел «постоянного восстания духа», интимной революции, революции внутренней.

Идеи и мысли одного из самых проницательных и пугающих умов Франции — маркиза де Сада — глубоко осмыслил и трансформировал в своем творчестве Сальвадор Дали. Он читал и вновь перечитывал книги де Сада, вел с ним в своих картинах и писаниях своеобразный диалог. Многие из картин Дали с характерным для него стремлением, свойственным и де Саду, рационалистически упорядочить не подлежащий упорядочению мир неконтролируемых, иррациональных, подсознательных порывов души, содержат садический элемент («Осенний каннибализм», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», «Содомское самоудовлетворение невинной девы»). И это — отражение расцвета сюрреализма.

Секс в современной культуре стал иным, он на пороге новых изменений. Освобождение Эроса, по мнению Г. Маркузе, ведет к освобождению человечества, а сексуальная близость облагораживается любовью. Поэтому современная культура должна пройти через проблематику де Сада, вербализировать эротическую стихию, определить логику сексуальных фантазий.

Из воспоминаний прямого потомка маркиза де Сада — графа Ксавье де Сада

Журнал «Вокруг Света» / № 4 (2655) | Апрель 1995. Переживший забвение. Граф Ксавье де Сад раскрывает семейные тайны.

— Да, Сальвадор Дали обожал маркиза де Сада. Мы с Дали часто встречались в шестидесятые годы. В то время у меня возникли разногласия с Питером Вайсом, автором пьесы «Марат-Сад»…

— А какая в этом роль Дали?

— Нет, Дали здесь ни при чем. Скандал коснулся американского издателя, и он обратился к Дали с просьбой проиллюстрировать пьесы маркиза де Сада. Я и сам в то время был по горло сыт порнографическими иллюстрациями произведений маркиза, искал серьезного художника и даже подумывал — не обратиться ли мне к Сальвадору Дали. Именно в это время Дали сам связался со мной.

— Он написал вам?

— Нет, мне позвонила его жена. Вы знаете, везде, где дело касалось денег, на первый план выступала вездесущая Галá. По-моему, единственное, что ее интересовало, — это деньги. Наша первая встреча с Дали состоялась в Париже, в знаменитом отеле «Мерис». Дали явился в окружении двух очаровательных спутниц. Гала тоже не отставала от него она пришла под ручку с молодым секретарем-любовником. Мы с Дали заговорили о предстоящей работе над пьесами, Гала же сразу о деньгах. Чтобы обсудить условия договора, она несколько раз приезжала ко мне в Конде-ан-Бри. Всегда оставалась на чашку чая, но пила только сидр. Я уставал от нее, так как она была скупа и жадна до денег. В конце концов, мы сошлись на том, что после публикации я получу, нет-нет, не деньги, а подлинники иллюстраций Сальвадора Дали. Но, Боже мой, каких трудов мне это стоило!

— А как долго продолжалось ваше сотрудничество с Дали?

— Около двух лет...

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика

© 2011 Компания «Артгит» — организация художественных выставок