Главная Выставочные проекты Художники Публикации в СМИ Сертификация и экспертиза Партнёры Спонсорство и реклама НАШИ НАГРАДЫ Карта сайта

Серия гравюр Пабло Пикассо «Великолепный рогоносец»

Серия офортов была создана Пабло Пикассо, как иллюстрации к пьесе крупнейшего бельгийского драматурга начала ХХ века Фернана Кроммелинка (Fernand Crommelynck, 1886-1970 гг.). Она включает 12 подлинных гравюр художника: 7 офортов, 4 офорта и акватинта и 1 офорт, акватинта и сухая игла. Издание выполнено на бумаге Велин де Ривс (velin de Rives) в 1968 году. Представленные работы имеют свой индивидуальный порядковый номер № 47. Эта серия отнесена многими искусствоведами к категории шедевров графического искусства Пабло Пикассо.

Пьеса «Великолепный рогоносец» — театральная легенда ХХ века.

Фернан Кроммелинк (1886–1970 годы) — крупнейший бельгийский драматург начала ХХ века. Комедия «Великолепный рогоносец» (в другом переводе на русский язык «Великодушный») принесла автору мировую известность. Это смелый и умный фарс о сумасшедшей любви и безграничной ревности, доводящей до безумия.

Герой пьесы Брюно — исключительная личность, «деревенский философ», сочинитель, человек, одаренный богатейшим воображением художника и поэта. Рядом с Бруно подлинная идеальная любовь — жена Стелла, которая обожает мужа. Он тоже до безумства влюблен в свою жену, но никак не хочет верить, что она ему верна. Страсть и ревность раздирают его душу... Прислушиваясь ко вздорную логике своей дикой страсти, Брюно в тщетных поисках того, с кем она ему изменяет, заставляет Стеллу на самом деле изменять ему со всеми. В созданном Бруно воображаемом мире нет места реальности, и он никак не может поверить в верность жены. Раздираемый любовью и ревностью, герой мечется в тщетных поисках измены. И самая суть ревности — «проклятое сомнение» — приводит Бруно к абсурдному решению...

Знаменитый Отелло, как известно, был доверчив, Брюно же не доверяет никому. Он сам себе Яго, сам распаляет свои подозрения, сам взвинчивает свою ревность, бурно разглагольствуя перед молчаливым писарем Эстрюго и оцепеневшей от изумления влюбленной в мужа и на все согласной Стеллой. Ревнивец сам отдает свою жену всем мужчинам в округе и, в конце концов, теряет Стеллу.

Это необузданное, веселое, «балаганное» представление с потасовками и грубыми шуточками поднимает очень тонкую психологическую проблему: что с нами делает любовь?

Постановка в Париже в 1920 году «Великодушного рогоносца» стала ярчайшим театральным событием. На русской сцене пьеса впервые была поставлена в 1922 году знаменитым режиссером Всеволодом Мейерхольдом силами Вольной мастерской при Государственных высших театральных мастерских (ГВТМ) и вызвала яростные дискуссии и споры, эхо которых следует за этой постановкой и поныне...

Сюжет можно трактовать по-разному: тут можно разглядеть и размышления об ущербности чувственного восприятия действительности, и предчувствие горьких откровений экзистенциализма об одиночестве человека, не способного ни познать, ни предсказать окружающий мир.

В гравюрах Пикассо мы находим совершенно новое неожиданное и необычное прочтение этого известного произведения. Кто-то увидит в них отголоски манифеста нового революционного искусства, которое пытались создать кубисты и сюрреалисты. А кто-то обнаружит в работах Пикассо не свойственные ему черты символистов. Можно спорить о смещении акцентов в гравюрах гениального художника от прямого иллюстрирования текста в сторону личностного восприятия главной идеи пьесы —личные отношения с женщинами у Пикассо были полны противоречий и порой даже трагизма.

Первая жена художника — Ольга Хохлова, по признанию внучки, закончила свои дни «униженной, опозоренной и оскорбленной многочисленными изменами своего мужа, который никогда не просил у нее прощения, даже когда она лежала на смертном одре».

Красивейшая Дора Маар умерла в нищете. Мария Тереза Вальтер повесилась в своем гараже. Последняя женщина в жизни художника, Жаклин Рок, застрелилась...

Нельзя сказать, насколько Пикассо выразил личное отношение к теме ревности в гравюрах к пьесе «Великолепный рогоносец», но безусловно другое: эта серия стала одной из самых примечательных и талантливых работ великого гения ХХ века. Особенность ее в том, что художник умело сочетал разные техники для передачи образов и идей драматического произведения. Это разнообразие еще раз подчеркивает многогранность и широту таланта Пабло Пикассо, его зрелый и признанный опыт сложившего мастера.

Работы Пикассо эмоциональны, многие из них, несмотря на пессимистическую тональность, проникнуты страстной верой в жизнь. Мало кто из современников обладал такой способностью представлять с помощью изобразительных средств жестокость и глупость или восторг всепобеждающей любви в столь обнаженном виде.

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика

© 2011 Компания «Артгит» — организация художественных выставок