Главная Выставочные проекты Художники Публикации в СМИ Сертификация и экспертиза Партнёры Спонсорство и реклама НАШИ НАГРАДЫ Карта сайта

Главная » Публикации в СМИ » «Ведомости» Новосибирск

«Ведомости» Новосибирск

ДАЛИМАНИЯ

Новосибирск накрыла далимания: почти одновременно в двух музеях города, художественном и краеведческом, начали работать выставки Сальвадора Дали. «Ведомости» попытались разобраться, каким предстаёт знаменитый мастер эпатажа, когда «читает» «Божественную комедию» Данте и Священное Писание.

По одной на тысячу строк

В «Арт-цоколе» Новосибирского государственного художественного музея смешались ад, чистилище и рай. По периметру квадрата в несколько рядов висят цветные гравюры. В густой тишине открытого зала, где взгляд не спрятать от постижения сокровенного и каждый шорох звучит вызывающе, сердце всё же начинает учащённо биться. В широких тёмно-синих багетах — 100 иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, выполнил которые сам Сальвадор Дали.

История создания этих работ такова: с 1951 по 1960 год Дали по заказу итальянского правительства (к слову, позже отменённому) изготовил акварельные иллюстрации к «Божественной комедии» — по одной к каждой тысяче строк. Позже художник выполнил около пяти тысяч гравюр, повторяющих акварельную серию. На это у Дали ушло 55 месяцев упорного труда. Для этих целей было создано около 3500 деревянных досок, которые к окончанию работ были уничтожены, чтобы по ним было невозможно создать копии гравюр.

Теперь ровно сто из этих пяти тысяч — самые знаковые, из частных собраний немецких коллекционеров, путешествуют по России. Из них, конечно, выглядывает сюрреалист Дали: раскрывает персонажей «Божественной комедии» по ящичку, как комод, и рисует светлый лик Беатриче в одной ему известной геометрии. Но текст Данте, который сопровождает каждую работу, не даёт сбиться с пути и попасть в ловушки хитроумного испанца. В Новосибирске эти гравюры задержатся до 7 ноября, чтобы и у жителей нашего города была возможность не только увидеть работы одного Гения глазами другого, но и задуматься о вечном, о личном аде, чистилище и рае.

В коридорах Книги Книг

Совсем по-другому организовано выставочное пространство в Новосибирском государственном краеведческом музее. Работы Сальвадора Дали, которые являют собой его прочтение Библии, как будто замерли в воздухе, в божественно красивых звуках фортепианной музыки, по внешним и внутренним граням развёрнутого византийского креста. «Внутренний круг связан с Ветхим Заветом. Внешний круг — с Новым Заветом, — рассказывает о потаённых смыслах геометрии куратор выставки “Священное послание”, арт-директор московской компании „Артгит“ Александр Щеляков. — Работы по сюжетам перекликаются: всё то, что произошло в Ветхом Завете, всё, что предрекли пророки, обязательно произойдёт и в Новом Завете. Здесь есть “карманы”, в которые хочется спрятаться, а затем выйти из них и вновь оказаться в театре Дали». Если верно найти отправную точку, то, пройдя по коридорам выставки, можно даже только по названиям работ прочитать краткое содержание Книги Книг. К слову, в качестве названия Дали брал несколько строк из Священного Писания и под эти строки, зная предшествующий и последующий сюжет, создавал работу. «“Жена, облачённая в солнце”, “Шёл козёл по лицу всей земли”… Чисто далийские названия, но это — строки из Библии», — восхищается куратор.

После знакомства с иллюстрациями не отпускает ощущение, что мастерство эпатажа здесь отходит на второй план. На первом — не кульбиты форм, а свечение смыслов, не эпатаж, а попытка разобраться в устройстве мира и заглянуть в тёмные уголки самого себя. «Он работал над этой серией, будучи уже старым человеком, — объясняет эту малоизвестную творческую грань Дали Александр Щеляков, — и для него это был огромный шаг к себе, предполагающий глубокое изучение текстов Священного Писания и духовное проникновение».

Так же, как и художник, посетители выставки пробуют «примерить» этот текст на себя, делится ощущениями заместитель министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников: «Каждый человек, подходя к любой из этих картин, пропускает её через себя и понимает, что, может, это состояние его души сегодня, завтра, послезавтра. Сейчас у меня в душе чувство полёта. Даже не мечтал, что увижу 105 работ Дали. Но посмотрите, как представлена выставка. Она тоже заставляет задуматься. Идёшь, будто по коридору жизни и смотришь, как она протекает».

Не 105, а 205

«Священное послание» Сальвадора Дали, которое будет доступно для посещения до конца октября, — третий крупный выставочный проект, который краеведческий музей открывает совместно с Александром Щеляковым (раскроем секрет, что следующий стоит ожидать будущим летом — и это будут работы Пабло Пикассо). Уникальность нынешней выставки, со слов его куратора, бесспорна: «Это самая масштабная графическая серия в творчестве Дали. Для того чтобы показать эту выставку, нам потребовалось, к сожалению или счастью, вынуть из пяти томов огромного фолианта эти работы. Дело в том, что все 105 работ были подготовлены Сальвадором Дали по заданию Джузеппе Альбаретто, представителя Великого престола, к изданию Библии на латинском языке в том варианте, в каком её впервые в XV веке перевёл святой Иероним. В итоге в 1967 году вышло издание в пяти огромных томах, общим весом больше 100 килограмм. Увидеть удивительные работы этой серии практически невозможно. Нам посчастливилось договориться с итальянским коллекционером о возможности представления выставки в таком виде. Когда выставка демонстрировалась в Саратове, в Радищевском музее, на музей вышла родственница Джузеппе Альбаретто из Италии и спросила, нельзя ли выкупить эту коллекцию. Почему я обращаю внимание на этот момент? Даже у потомков Джузеппе Альбаретто не оказалось экземпляра этой серии!» Всего было издано 1347 таких книг, которые были распределены по всему миру. Как правило, они оказывались в крупнейших собраниях библиотек и религиозных учреждений. Широкому кругу исследователей и зрителей библейская серия оказалась неизвестна.

Работы Дали выполнены в смешанной технике. Художник применял тушь, гуашь, акварель, масло, карандаш. В 1965—1967 годах они были переведены в литографии в изначальном размере. То, что в нашем городе выставлены не постеры и не ксероксы, а подлинники иллюстраций из 17-го оттиска серии, подтверждают сертификаты, — подчёркивает Александр Щеляков: «Очень часто задают вопросы о подлинности. Поэтому мы приняли решение, что любой посетитель имеет право, заплатив за билет, потребовать сертификат. Мы предоставляем 315 сертификатов подлинности — по три на каждую работу. Это сертификат подлинности Европейского общества экспертов культуры в Риме, экспертное заключение Министерства культуры РФ, а также регистрационный документ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия».

А отвечая на вопрос, знает ли он о том, что Дали в нашем городе нынче представлен дважды, Александр Щеляков неожиданно признаётся, что и выставку иллюстраций к «Божественной комедии» готовил он. Однако затем его пути с прокатчиками разошлись. «Как бы то ни было, новосибирскому зрителю сегодня, несомненно, повезло, — резюмирует начальник выставочного отдела краеведческого музея Раиса Кипнис. — Он увидит не 105, а целых 205 работ Сальвадора Дали. И всё равно, где они находятся: в художественном музее или в краеведческом. Настоящий ценитель придёт и туда, и туда».

Автор: Ирина Тимофеева — журналист

http://novosibirsk.bezformata.ru/listnews/dalimaniya/1314163/

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика

© 2011 Компания «Артгит» — организация художественных выставок