Главная Выставочные проекты Художники Публикации в СМИ Сертификация и экспертиза Партнёры Спонсорство и реклама НАШИ НАГРАДЫ Карта сайта

Главная » Публикации в СМИ » Газета «Репортер» (Саратов)

Газета «Репортер» (Саратов)

Репортёр

№9 (939) от 9 марта 2011 г.

Мощь и «фишки» Сальвадора Дали

В Радищевском музее открылась выставка из цикла «Имена, которые покорили мир»

Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» уникальна во многих отношениях. Впервые в России представлена самая масштабная графическая серия величайшего художника ХХ века. Кто-то считает его гением, кто-то — талантливым коммерсантом, кто-то — чуть ли не мессией. Нынешняя выставка представит зрителям совершенно нового Дали, Дали-философа, Дали — глубокого мыслителя. Об этом рассказали на пресс-конференции перед открытием экспозиции ее устроители: генеральный директор музея им. Радищева Тамара Гродскова и руководители компании «Артгит», осуществившие этот грандиозный художественный проект.

Библейские мотивы всегда присутствовали в творчестве Сальвадора Дали. В постоянных творческих поисках он пытался найти Бога вокруг себя и в себе, в земной реальности и сюрреалистической фантасмагории. В 1963 году художник получил предложение проиллюстрировать новое издание Библии. Он с большим энтузиазмом взялся за дело, но предварительно оговорил, что будет рисовать только те библейские сюжеты, которые интересны ему.

Этот заказ стал для художника не просто очередным заказом и не просто иллюстрациями. Для воплощения замысла он должен был погрузиться в тексты Священного Писания. Работа заняла у него около двух лет и воплотилась в серии из 105 работ, изображающих сцены из Ветхого и Нового Завета.

— Эта Книга книг, — сказала на пресс-конференции Тамара Гродскова, — настолько многогранна в своем звучании, что сама попытка раскрыть ее очень сложна. От художника требовалось не только знание сюжета, но и понимание, проникновение в скрытый смысл и истину слов великой книги. И эта работа стала без сомнения одним из лучших произведений Дали, в котором он достиг высот своего искусства. Можно только восхищаться тем, как красиво поданы в этих работах сложнейшие цветовые гармонии.

В работе над этой серией Сальвадор Дали выступал и как живописец, и как график, картины, излучающие свет, выполнены в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель и карандаш. В 1964-1967 гг. вся серия была переведена в литографии, и на свет появился самый масштабный в творчестве Дали художественный проект.

С компанией «Артгит», которая в основном занимается организацией выставок за границей, музей работает в третий раз, и всегда ее руководители выступают еще и как создатели экспозиции.

— Они никогда не идут по пути наименьшего сопротивления. У них всегда свое решение, вплоть до афиши к выставке. И сегодняшнее размещение работ в музее — это новое звучание, новое понимание каждой картины, это не просто умение сделать красивую экспозицию, это настоящий талант.

Пресс-конференцию продолжил арт-директор компании-экспозиционера, куратор выставки Александр Щеляков:

— До Саратова мы показали выставку только в Ставрополе, где она имела огромный успех. Безусловно, наш проект одиозен со всех точек зрения. Само сочетание — Дали и Библия — уже событие. Более того, в том виде, в котором ее увидят саратовцы, она всего дважды выставлялась в мире. Ни одной работы из этой масштабной серии нет в музеях России. Вся коллекция полностью хранится в итальянском частном собрания. Еще одной особенностью является то, что впервые в своем творчестве Дали не сам давал названия своим работам, а использовал в качестве подписей строки из Библии. Я искренне надеюсь, что после этой выставки у многих будет категорически порушена навязанная масскультом торговая марка Дали. Вы увидите непредсказуемого Дали, которого Россия никогда не видела и даже не представляет, что он может таким быть.

Знакомство музея с компанией «Артгит» началось с выставки «Дали и Гойя. Сны разума».

— Уже тогда нам стало ясно, что мы получили в вашем музее карт-бланш. Я хочу сказать, что Саратову невероятно повезло в том, что у него есть такое сокровище. Радищевский музей известен не только в России, здесь есть свои традиции, но нам было позволено сделать нашу выставку так, как мы считали правильным и нужным. Нам хотелось, чтобы полет фантазии, эмоций, которые вызывают картины, не был ограничен. То, как сейчас в залах развешаны картины, мы придумали здесь. Ни в одном музее мира я такого не видел. Мы следовали той логике, что работы создавались как иллюстрации к Библии, поэтому перед зрителями — большие листы книги, как будто лежащие на кафедре. И нити, на которых висят картины, это нити, связывающие прошлое и настоящее, это паутина, сплетающаяся и соединяющаяся, как сплетены между собой библейские сюжеты. И в то же время эти тонкие нити обрамляют литографии и заставляют зрителей, стоящих перед той или иной работой, остаться с ней один на один. Нам кажется, что нити, пронзающие пространство, передают накал напряжения нерва самого художника, той драматичности, которая объединяет и начало и конец, и пророчества и их исполнение. Мы думаем, что такое размещение позволит даже непосвященным зрителям понять смысл этой выставки. Находясь в первом зале, он попадет в водоворот событий, связанных с сотворением мира, во втором — с предсказаниями и пророчествами, в третьем зале он увидит все, что связано с жизнью Христа. Мы отдаем себе отчет, что такое размещение достаточно опасно, но, учитывая примененные степени защиты, думаем, что наш риск окажется оправданным.

Оформляя выставку, ее создатели продолжили логику ее создателя — сделав библейские строки названиями своих картин, Дали как бы цитировал самого себя, раннего: «Одиноко сидит город», «Шел козел по лицу всей земли» и т.д. — названия вполне в духе художника. Под каждой работой дан отрывок из Священных текстов, из которых Дали брал свои названия.

По признанию Алексея Серебрякова, занимавшегося оформлением выставки, подобные проекты интересны не только с выставочной точки зрения — они дают возможность открыть что-то для себя.

Когда «Артгит» получила эти работы, это была просто стопка литографий с названиями, и Александру Щелякову пришлось проделать колоссальную работу, чтобы найти названиям на латыни соответствия в каноническом русском тексте Священного Писания и сопоставить с сюжетом картин.

— Так сложилось, что это наш третий проект в России, и третий, который мы делаем с Алексеем Серебряковым. И, работая с этой выставкой, наверное, я каждый день буду находить в ней что-то новое, что-то важное для себя. Тем более что великий мистификатор Дали и в этой серии остался верен себе — за внешним антуражем спрятано множество мелких деталей, отражающих идею работ.

По словам Елены Слухаевой, заместителя генерального директора Радищевского музея по экспозиционно-выставочной деятельности, Дали всегда остается Дали:

— Во многих работах этой выставки есть его самые знаменитые «фишки» — слоны на тоненьких ногах, костыли-подпорки и т.д. Но вместе с этим в этих работах присутствует мощь, сравнимая, пожалуй, только с фресками Микеланджело в Ватикане. Благодаря своему таланту в одной работе он ухитряется передать сюрреалистические моменты, вполне укладывающиеся в тексты Священного Писания, клубящийся Космос и множество мелких совершенно каллиграфических деталей, рассказывающих о земных делах. Такие вещи характерны для всего творчества Дали, они же характерны и для Библии. И таким необыкновенным образом художник и эта книга нашли друг друга.

Некоторые секреты коллекции открыл и генеральный продюсер Виктор Гитин:

— В этой коллекции сплелось несколько географических названий — владельцы-итальянцы, художник-испанец, живший во Франции. Символично, что выставка открывается накануне официального объявления начала Года Испании в России и во время уже проходящего Года Италии в России. Нам бы очень хотелось получить эту коллекцию в собственность и оставить ее в России. И от того, как эта коллекция будет экспонироваться, а ее путешествие расписано на два года вперед, зависит ее дальнейшая судьба.

Предваряя вопрос скептиков о подлинности работ, Виктор Владимирович продемонстрировал внушительную стопку документов — сертификаты трех уровней на каждую картину: Европейского сообщества экспертов, Министерства культуры РФ и Росохранкультуры.

— Мы делаем свою работу, как — судить зрителям. Как сугубо реалистичный человек, занимающийся с финансами и очень далекий от всякого рода искусств, я считаю, что очень важно, чтобы саратовцы, которые придут смотреть работы Дали, не просто любовались — или не любовались — ими. Если у кого-то потом возникнет желание вновь обратиться к Священному Писанию, мы будем считать, что наша сверхзадача выполнена.

После пресс-конференции мы попросили Виктора Владимировича развить его мысль:

— В работе над выставкой нам помогало множество людей. Здесь была применена уникальная технология — в подписях под работами каждая буква наклеена отдельно, что создает определенный эффект. Человек, работающий с каждой литографией отдельно, каждый день соприкасающийся с ними, рассказал, что через 2-3 дня он не мог спать. И не потому, что его мучили кошмары, он видел во сне какие-то образы, видения, ощущал некое перерождение. Самое главное при восприятии любого произведения искусства, это то, что при этой существуют как минимум двое: само созданное произведение и тот, кто сморит, воспринимает его. И этот контакт бывает порой совершенно удивительным, это соприкосновение может рождать совершенно необыкновенные чувства и эмоции. Кто-то после нашей выставки захочет перечитать Библию, кто-то из чувства протеста — создаст что-то свое. Моя первая пьеса пришла ко мне во сне. И я надеюсь, что с кем-то произойдет что-то подобное: взглянуть на произведение не как простой потребитель, а что-то для себя понять. И как прагматичный человек я знаю, что самое главное — сделать свой шаг в творчество, в эмоции, в чувства, которых нам так не хватает в сегодняшней жизни.

http://www.reporter-smi.ru/5452.html

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика

© 2011 Компания «Артгит» — организация художественных выставок